Руководство по идеологизации, деидеологизации систем, сохранение идеологии при угрозе
Данное руководство два года назад мы создавали с одним мастером НЛП института Чекчурина и Пелехатого. Поэтому в основе пирамида Дилтса. После того, как руководство было создано, мастер НЛП попытался взять власть у нас над нами через шантаж и был молниеносно выгнан.
Вот черта увлеченных нлперов - захват и жажда власти, мешает созданию с ними рабочих коммуникаций. Возможно, это компенсация, выросшая из детства, не суть. Суть в том, что Дилтс не истина, однако, пирамида как условное разделение мотивации человека - удобна.
Еще следует отметить - если вы харизмат и у вас уже есть социальная система, где вы лидер - то это руководство поможет вам скорректировать навыки управления. А если вы не харизмат - вы подумайте, стоит ли вам начинать работу с людьми, так как "управление постоянно находится в пространстве проблем" (Дж. Сорос и М. Щедровицкий). С утра встаете и решаете чужие задачи для того, чтобы решить задачи свои, которые часть рабочей идеи.
Нужно вам это???
Конечно, теория базовых потребностей человека раскритикована, к примеру, Франклом, что базовый мотив человека - узнать смысл жизни, однако, в менеджменте и управлении простых социальных систем - рабочая модель. Если что то очень крутое хотите - то, конечно, лучше читать про рефлексивное управление - https://vk.com/wall-62262331_3437
Итак - руководство:
основа для работы с данной методичкой - пирамида логических уровней Р. Дилтса, демонстрирующая степень мотивации и актуальность контекста на каждой из рассмотренных ступеней. Данная методичка будет полезна для работы с руководителями малых групп 12-30 чел.
Для разных людей, на разных ступенях служебной или корпоративной иерархии характерно различное отношение и степень актуальности одних и тех же уровней. (К примеру, кассир в крупной корпорации заинтересован, в первую очередь, в зарплате, в то время как руководитель региона способен затратить личное время и средства, в интересах преодоления корпорацией кризиса).
Обычно в применении к изучению мотивации отдельного человека рассматривается также уровни миссии, однако на коллективном уровне миссию организации задают наиболее активные и важные для данной группы участники, потому в нашем случае высшей рассматриваемой ступенью будет уровень идентичности.
Все уровни пирамиды работают всегда и одновременно, однако глубина осознанности, актуальности и востребованности отдельных уровней может различаться.
Уровни пирамиды Дилтса:
- Идентичность
- Ценности
- Возможности, способности
- Поведение
- Окружение
1. С чего начать идеологизацию?
Шаг 1:
Оценить актуальность 4 и 5 уровней (актуальны ли минимальные потребности человека в жилье, еде, деньгах, безопасности, одежде и прочих материальных, необходимых для выживания ресурсах). Повышенная актуальность данных уровней будет препятствовать дальнейшей продуктивной работе, потому рекомендуется обеспечить минимальный комфорт для будущих сторонников вашей идеологии.
Шаг 2:
Актуализировать уровни 2 и 3. Обычно это происходит во время презентации идеологического проекта, когда наряду с описанием возможностей и ценностей вашей организации аудитории (или конкретным людям) задаются наводящие вопросы. (какие возможности будут у вас после вуза? Что вас привлекает в ваших целях? Способны ли вы решать по-настоящему интересные и важные задачи?)
*) Существует возможность пропустить данный шаг, если ваша организация / ее лидер / бренд имеют широкую узнаваемость и богатую мифологию, тогда можно сразу актуализировать уровень идентичности (хочешь работать на Путина? ЦРУ? Apple?). В перспективе подобный метод может привести к кризису лояльности, управляемости и потому все равно требует подробной проработки уровней 2 и 3.
Шаг 3: Путь Стабильности и Путь Кризиса
В случае благоприятных внешних и внутренних условий для развития организации (отсутствие борьбы за лидерство, внешних преград, кризиса лояльности, борьбы за материальные ресурсы, творческих кризисов и т.д) после актуализации и работы с возможностями и ценностями следует вернуться в на уровни 4 и 5. Результатом внесенных вами изменений должно стать снижение значимости материальных ресурсов в пользу нематериальных (участники добровольно жертвуют средства, время, связывают деятельность группы с собственным мировоззрением, предлагают свои связи и таланты).
Дальнейшее развитие требует прохождения символических страданий (инициации) ключевых участников группы (здесь хорошо подойдет символическая ритуалика, отвержение и игнорирование в игровой форме, создание стрессовых ситуаций, всяческое игровое причинение дискомфорта). Результатом данной деятельности является формирование элиты организации, деление на "мы" и "они".
Путь Кризиса является естественной реакцией на труднопреодолимые сложности в процессе деятельности организации. В данном случае, возможно, например, разделение элиты группы на конкурирующие лагеря. В этом случае, судьбу и идентичность коллектива определяет исход противостояния.
Инициация "победившей" части элиты происходит естественным образом, ритуалика и игровая форма причинения страданий в дальнейшем распространяется на будущих кандидатов в управляющее звено.
В случае преодоления внешних препятствий и внутренних (социальные сложности, преследование, творческий кризис и прочие), в организации естественным образом выделяются участники, сыгравшие ключевую роль в разрешении проблем, сконцентрировавшие для этого в сфере своего влияние наибольшее количество материальных (спонсоры) и нематериальных ресурсов (ответственные, инициативные, уважаемые руководители).
2. Деидеологизация
Идеологизация сама по себе направлена на реализацию двух основных задач: 1) Социализация индивида, процесс интеграции в большую, коллективную реальность. 2) Повышение значимости нематериальных благ в ущерб материальным. Наделение способностью жертвовать, преодолевать препятствия за счет избыточных внутренних резервов.
Деидеологизация, соответственно, представляет собой процессы разрушения приверженности индивида идеологической реальности и повышение субъективной значимости материальных благ.
(Вариант 1): Конфликт внутри элит организации
В случае, если кризис не находит общего ответа у разных важных участников группы может возникнуть противостояние, исход которого определит идентичность группы в будущем. Потому, в случае, если существует необходимость расширять конфликт - следует прикладывать усилия для подчеркивания различий между разными частями конфликтующей элиты. Это, в первую очередь, должно проявляться во внешних и поведенческих различиях (уровни 4 и 5), минимально присутствовать на уровне ценностей и предлагать равные или большие возможности. Значение имиджа, предлагаемого образа будущего, манеры поведения при сохранении всех идей и возможностей имеет центральное значение в подобном конфликте. Важной составляющей конфликта является дискредитация формирующейся идентичности враждебной части элиты (пример: поведение Лютера и его соратников в борьбе, повлекшей основание Протестантизма и временный упадок доверия к Католичеству).
(Вариант 2): Разрушение материальных носителей идеологии
Примитивный, простой и малоэффективный метод. Суть состоит в создании максимальных и постоянных сложностей на уровнях 4 и 5, создание актуальности материальных ценностей благодаря постоянной угрозе их утраты и стабильности. Побочным эффектом может стать радикализация части идеологически-мотивированных участников организации, а также ее рост по мере увеличения количества понесенных жертв.
Соответственно, рекомендуется применять данный метод время от времени, непродолжительное время, "короткими очередями". Задачей должно стать постоянное привлечение внимание и создание нестабильности, но не выделение идеологической группы в положение мучеников.
(Многочисленные примеры гонений на секты, "замороженные" военные конфликты, террористические организации). (Вариант 3): Создание альтернативной подконтрольной идеологической структуры.
Рекомендуется в случае необходимости мягкого решения задачи. В данном случае создается альтернативная идеология, сохраняющая уровни 2 и 3 общими с враждебной стороной.
Общность ценностей и возможностей при альтернативной идентичности дает участникам организации возможность выбора, актуализируя различия, главным образом, на уровнях 4 и 5. Поскольку элита уже сформированной идеологической организации консолидирована и инициирована, следует избегать критики в адрес идентичности враждебной группы и перенимать самые привлекательные ее черты. В таком случае, побеждает та сторона, которая будет совершать меньше ошибок и будет способна обеспечить своим сторонникам лучшее материальное обеспечение и большую стабильность.
Задача данного метода - переманить ключевых (часто недооцененных) участников враждебной группы в свой лагерь. Соперники представляются в виде "отсталой", "уставшей", "нуждающейся в модернизации" организации, но ни в коем случае не враждебной.
3. Оперативные действия по сохранению идеологизации в случае угрозы
Носят оборонительный характер, применяются в случае появления первых признаков и попыток деидеологизации.
Борьба с разжиганием конфликтов внутри элиты:
- Вывод конфликта за пределы внутренней идеологической борьбы, создание угрозы уничтожения всех желательных результатов за счет формирования образа внешнего врага.
- Увеличение значимости любых положительных точек соприкосновения в действиях конфликтующих элит. Перевод действий на уровнях 4 и 5 на язык убеждений и ценностей.
- Заключение максимального количества временных соглашений, для увеличение кол-ва сомневающихся участников и снижения радикальности ситуации.
Защита материальных основ идеологической организации
Достигается путем повышения мер административной безопасности и обеспечения стабильности проводимых мероприятий. Борьба с альтернативными идеологическими группами ведется путем разрыва связей на уровнях 2 и 3, чтобы постоянно вынуждать "подражателей" перестраивать свой имидж до совершения ими критического количества ошибок.
Проверено на сектах и на малых организациях (тренинги, клубы антикафе и тд)
#Аналитика_прогнозы #Практика_манипуляций #Методички_Учебники #АнтикризисноеУправление #КорпоративнаяБезопасность_Детектив #Профилактическое_Вмешательство